О том, почему важна философия, и, наряду с добродетелью, нужно упражняться и в мудрости
Рассказывает Нагарджуна (mgon po klu sgrub) в своем коротком произведении "Сухриллекха", т.е. "Письмо к другу" (bshes pa'i spring yig)
В индо-тибетской традиции есть такой термин "воззрение" (санскр. darçana / dṛṣṭi, тибетск. lta ba). Он чрезвычайно важен для понимания философских и религиозных традиций этого региона. Перевод его на русский и некоторые другие европейские языки не очень удачен. На самом деле, "воззрение" — это некоторый привычный способ "смотрения" на происходящее с самим человеком — настолько привычный, что он служит основой для непосредственных реакций, поведения и принятия решений, своего рода интеллектуальный "безусловный рефлекс". В норме, у каждого человека всегда и так есть некоторое "воззрение" (что легко устанавливается из наблюдения за его поведением и суждениями); однако оно сформировано стихийно, не является цельным (включает разнородные куски, которые могут входить в противоречие); и, наконец, обыкновенно люди редко размышляют над своим воззрением и плохо его отслеживают (что, опять-таки, видно по тому, что люди редко по-настоящему понимают, почему они делают или не делают то или иное). Обычные люди, считающие себя "чисто практиками", на самом деле крайне склонны к бесполезным абстракциям, что, например, хорошо иллюстрирует небольшая работа Гегеля "Кто мыслит абстрактно?" (советую прочитать).
В индо-тибетских традициях воззрение считается одной из основных опор на духовном пути. Таким образом, это гораздо более "чудодейственная" вещь, чем кажется на первый взгляд. Нечто еще не является воззрением, если Вы об этом знаете, думаете, что это так, но в момент действий, реакций и принятий решений даже не вспоминаете об этом — и действуете вразрез с этим по факту. Воззрение начинается только тогда, когда Ваша должная тренировка привела не просто к постоянному (заученному) памятованию о нем, но и к тому, что реакции не осуществляются, не будучи пропущенными через его фильтр. В буддийской и бонской традициях воззрение — член важнейшей тройки "воззрение — медитация — поведение" (она показывает, как оно постепенно воплощается в поведение и меняет все уровни жизни).
В стихе 47 "Сухриллекхи" (на фото ниже) Нагарджуна говорит нам следующее:
"Если (gal te ... na) непосредственно жаждешь достижения (mngon bzhed) высших миров (mtho ris) или освобождения (thar pa), то воплощай на практике (mdzod) опривычивающее пестование (goms pa nyid, т.е. медитацию) чистейшего и истиннейшего (yang dag) воззрения (lta la).
Ведь даже (kyang) личность (gang), совершившая (spyad) благое (legs), в силу ложных воззрений (log par lta bas), всё (thams cad) созревающее (rnam par smin pa) даже благую карму (будет переживать как) непереносимое/ ужасное (mi bzad ldan)."
Санскритский оригинал этого стиха выглядит так:
svargam mōkṣam ca icchēt samyag-dṛṣṭiḥ tāvad bhāvanīyā ēva ;
kṛtāni mithyā-dṛṣṭyā puruṣaiḥ su-caritāni api viṣama-vipākāni ;; SL 47 ;;
"Если (ca) некто пожелает (icchēt) небес (svargam) или освобождения (mōkṣam), то им в такой же мере (tāvat) должно пестоваться (bhāvanīyā) истинное/надлежащее (samyag-) воззрение (dṛṣṭiḥ).
Ведь деяния (kṛtāni), даже (api) благие (su-), совершаемые (caritāni) людьми (puruṣaiḥ), из-за ложных воззрений (mithyā-dṛṣṭyā) становятся причинами болезненных/проблемных (viṣama-) последствий (vipākāni)".
Иными словами, неправильное воззрение, даже если совершены благие поступки, приводит к тому, что, во-первых, далее человек всё равно "всё портит" (говоря по-простецки), а во-вторых, переживает естественно созревающую (что важно — и внутренннюю, и внешнюю) награду отнюдь не как приносящую полное и спокойное удовлетворение. Как следствие, он может разувериться в том, что благие дела могут приносить благо прежде всего ему самому — и тогда и вовсе их оставит. Это, на самом деле, фундаментальная проблема (для которой буддийская философия предлагает возможное решение): почему самоотверженный герой войны или труда, спасший кучу людей, в следующей жизни может родиться среди "золотой молодежи", но при этом и не вспомнит, почему, что и зачем он делал ранее, а посему в этой жизни делает нечто совсем другое, да еще и недоволен.
Следующие два стиха приводят примеры элементов базового правильного воззрения (они на фото не приводятся, а даются лишь здесь в тексте в транслитерации Уайли):
Стих 48:
mi ni yang dag nyid du mi bde zhing ;;
mi rtag bdag med mi gtsang rig par bgyi ;;
dran pa nye bar ma bzhag rnams kyis ni ;;
phyin ci log bzhir lta ba phung khrol ba ;;
//
"Что касается (ni) человека (mi), то он, по-настоящему (yang dag nyid du) никогда особо не счастлив (mi bde zhing) буквально — "не пребывает в блаженстве", хотя миги блаженства и случаются.
Следует постичь (rig par bgyi), что он непостоянен (mi rtag), не имеет постоянного "я" (bdag med) и нечист (mi gtsang)
(что мешает ему, например, наслаждаться заслугами в чистом виде).
Не задействующие (nye bar ma bzhag rnams kyis) такого памятования (dran pa), пребывая в четырех (bzhir) (противоположных этому) заблуждениях (phyin ci log), являются обладателями разрушительного (phung khrol ba) воззрения (lta ba)."
В следующем стихе приводятся лишь очень короткие формулировки компонентов правильного воззрения.
Стих 49:
gzugs ni bdag ma yin zhes gsungs te bdag ;;
gzugs dang ldan min gzugs la bdag gnas min ;;
bdag la gzugs mi gnas te de bzhin du ;;
phung po lhag ma bzhi yang stong rtogs bgyi ;;
//
"Сказано (gsungs), что форма (gzugs) и всё обладающее формой не является (ma yin) "я" или самостью (bdag).
Самость или "я" (bdag) не являются (min) обладающими (ldan) воспринимаемой формой (gzugs dang).
Самость или "я" (bdag) не пребывает (gnas min) в объектах, имеющих форму (gzugs la).
Никакие формы (gzugs) не пребывают (mi gnas) в самости или "я" (bdag la).
Подобным же образом (de bzhin du), должны быть постигнуты (rtogs bgyi) как пустые (stong) от самобытия также и (yang) остальные (lhag ma) четыре (bzhi) скандхи (phung po)".
Если очень кратко, то при попытке найти свое "истинное я" обнаруживается, что его нельзя найти ни среди материальных объектов, всегда имеющих воспринимаемую форму, ни среди объектов абстрактного мышления (это проблема не только для высокоразвитых интеллектуалов, как может обманчиво показаться), ни среди предметов эмоций и самих событий психической жизни. Этот поиск, разумеется, предполагается выполнять самостоятельно и практически, а не просто заучить текст и говорить всем потом хвастливо: "да я всё это уже знаю и прошёл, теперь неактуально".
Продолжение следует.